doctor.jpg diagnost.jpg      brekert_damon.jpg

Перекрестный прикус: виды и методы исправления

Что такое перекрестный прикус?

Почему возникает патология окклюзии?

Диагностика перекрестного прикуса

Особенности лечения

Профилактика

Что такое перекрестный прикус?

Перекрестный прикус, эндоокклюзия, косой прикус – разные названия одной и той же патологии. При смыкании челюстей такие пациенты имеют пересечение зубных рядов в поперечном направлении. Наблюдается асимметрия лица, появляются функциональные проблемы со стороны нижней челюсти – нарушены жевание, речь. Поэтому лечить перекрестный прикус зубов лучше в детстве - когда патология обнаружилась, или во взрослом возрасте - в самом начале заболевания, . Такое смещение челюстей приводит к нарушениям со стороны дыхания и дикции, неравномерному истиранию поверхности зубов.

Лечение патологического перекрёстного прикуса – длительный и трудоёмкий процесс. Известны случаи, когда борьба с этим заболеванием велась более 3-х лет.

Перекрестный прикус – нечастое явление в стоматологии. С данной аномалией окклюзии встречается всего 1-1,5 % детей, и 2-3 % - взрослых.

perekrestnyj-prikus.jpg

Почему возникает патология окклюзии?

Аномалия возникает у людей разного возраста. Причин для развития перекрестного прикуса множество – от травм и вредных привычек, до наследственных нарушений. Иногда в качестве определяющего фактора в патогенезе аномалии окклюзии выступают сопутствующие заболевания. Причины появления перекрёстного прикуса разделены на 2 большие группы:

Врождённые патологии:

• Расщелина мягкого нёба;
  • несоответствие размеров челюсти и зубов;
  • Внутриутробные нарушения закладки зубов;

Приобретённые патологии:

• Раннее выпадение (разрушение) молочных зубов, их позднее прорезывание, удаление или кариес зубов в детском возрасте;
  • Нарушения со стороны носового дыхания;
  • Травм лица;
  • Сколиозы и другие нарушения осанки;
  • Дисфункция минерального обмена;
  • Воспалительные процессы в челюсти – туберкулёз, остеомиелит;
  • Неадекватная работа мышц при акте жевания;
  • Неправильно подобранные зубные протезы;
  • Бруксизм;
  • Вредные привычки – закусывание губ, сосание пальца, онихофагия (патологическая привычка грызть ногти), привычка подкладывать ладонь под щёку. Перечисленные действия особенно опасны в детском возрасте на этапе формирования челюстей – неравномерная и постоянная нагрузка такого характера может привести к развитию перекрёстного прикуса;
  • Поражения суставов лица – артрит височно-нижнечелюстного сустава (травматический, ревматоидный, инфекционный);
  • Анкилоз – патология суставов, при которой суставные поверхности срастаются между собой посредством фиброзной ткани, что впоследствии делает сустав неподвижным.

Выделяют:

1. Перекрёстный прикус переднего отдела – аномальное положение 1-2 зубов (обратное перекрытие из-за наклона в сторону языка), часто протекает с мезиальным прикусом бокового отдела или со смещением нижней челюсти;
  2. Перекрестный прикус бокового отдела – неадекватное смыкание моляров, премоляров (4,5,6,7,зубов мудрости). В случае развития такого типа перекрёстного прикуса, в патологический процесс может быть вовлечён лишь один зуб, а иногда поражён весь сегмент зубного ряда;

Классификация по А. Калвелису выделяет:

• Двусторонний перекрёстный прикус - соотношение боковых зубов нарушено с обеих сторон;
  • Односторонний перекрёстный перекус - нарушение соотношений сторон наблюдается только с одной стороны;

Односторонний боковой прикус делят на:

• Лингвальный – перекрёстный прикус, направленный сторону языка;
  • Буккальный – перекрёстный прикус, который направлен к щеке;
  • Лингвально-буккальный перекрёстный прикус - делится на зубоальвеолярный, гнатический и суставной;
  • Палатинальный прикус – смещение прикуса в сторону нёба.

Классификация по Л.В. Маркосян выделяет 2 формы прикуса:

• Со смещением нижней челюсти;
  • Без смещения нижней челюсти.

perekrestnii-prikus-foto.jpg

Диагностика перекрестного прикуса

Диагностика патологии окклюзии начинается с визуального осмотра у ортодонта. В момент осмотра ортодонт обращает внимание на подвижность и характер смещения челюстей. Независимо от возраста, устанавливается, были ли у пациента травмы, сопутствующие заболевания и вредные привычки или другие факторы, оказывающие влияние на челюсти.

Среди инструментальных методов при перекрёстном прикусе чаще всего назначают рентгенограмму в нескольких проекциях.

Особенности лечения

ispravlenie-prikusa-zubov.jpgНесмотря на сложность патологии, при правильно подобранном лечении перекрёстный прикус исправим. Процесс не самый быстрый – а у пациентов с осложнениями, сложной формой нарушения прикуса и людей старшего возраста может быть ещё более длительным - в целом от одного до 3-х лет.

Для взрослых пациентов с перекрёстным прикусом применяют – брекеты. Некоторые случаи требуют удаления одного или нескольких зубов – таким способом удаётся лучше расширить челюсть и повысить эффективность лечения. При назначении жестких конструкций взрослым нередко устанавливают на боковые и передние отделы зубных рядов перекрёстные тяги.

Узнайте больше о видах брекет систем: Damon, Aspire, Avalon и многие другие.

Кроме брекетов, существуют специальные бандажи, представляющие собой шапочку с пращой, куда при надевании помещается нижняя челюсть. Можно использовать эти два метода в комплексе.

Высокая степень тяжести аномалии окклюзии – повод для оперативного вмешательства.

Профилактика

Профилактику перекрёстного прикуса лучше начинать с детского возраста – когда на поведение и привычки ребёнка ещё можно повлиять. Рекомендовано регулярно посещать детского стоматолога и тщательно следить за молочными зубами. При малейшем подозрении на развитие перекрёстного прикуса – сразу же обратиться к ортодонту за консультацией.

Также читайте об открытом прикусе и глубоком прикусе.

Записаться на прием можно online и по телефону: 8 (495) 790-50-40

Наш адрес г. Москва, ул. Самотечная, д.5. Метро Цветной бульвар. См. схему.